Кейс
«Привет, Андрей!»: Как избежать московских пробок, понравиться клиенту и за месяц снять мюзикл с нуля
Создать за месяц то, на что у других уходит полгода — это в нашем стиле. Потому мы не особо раздумывали, когда получили просьбу клиентов подключиться и за 30 дней создать видеопоздравление в формате мюзикла отцу от детей и внуков. Мы, конечно же, представляли, с какими сложностями придётся столкнуться, но с удовольствием приняли этот вызов.
В этом кейсе мы расскажем:
  • как создать проект в экстремальных условиях
  • как превратить театр в кино
  • как понравиться клиенту на 100%

и многие другие секреты скоростного видеопродакшена. Погнали!
Нашей задачей стало не только реализовать эту затею, но и создать живой мюзикл, полный песен, танцев и ярких персонажей, отражающих индивидуальность каждого члена семьи.
Задача
А ещё нужно было выстроить логику, соблюдать законы драматургии, как в Голливуде, снять и смонтировать быстро, недорого, и завернуть всё в праздничную упаковку 🙂
Но давайте обо всём по порядку.
01
сценарий
База сценария — реальные отношения отца и детей. Наш герой — Великий мудрец для всей семьи. Его мнение важно, и поэтому каждый из детей всегда может прийти к главе, поделиться трудностями, получить мудрый совет и колоссальную поддержку в начинаниях и развитии больших дел.
В основу сюжета мы взяли обычный рабочий день Великого Андрея, который поминутно расписан встречами с «просителями», а просители эти — его дети. Каждый приходит получить совет, благодаря которому сможет стать лучшим в своем деле.
Дети Великого Андрея — уникальные личности, со своими характерами и убеждениями.

Например, сын — заядлый путешественник, стремящийся покорить Эверест.
Старшая дочь, амбициозная и целеустремлённая, строит собственный бизнес, мечтая о финансовом успехе.
Вторая дочь — настоящая хранительница домашнего очага, мечтающая о большой семье.
А третья — спортивная, энергичная, приверженец здорового образа жизни.
Образы
Путешественник и бизнес-леди
Хранительница домашнего очага и спортсменка
В финальной сцене мюзикла мы видим всех участников спустя 10 лет и понимаем, что каждый из советов Великого Андрея сработал!

Дети добились того, чего хотели, ведь у них самый лучший в мире наставник.
Чтобы отразить характер и мечты каждого члена семьи, для них были подобраны музыкальные темы.
Музыка
02
профессиональное звучание
Например, для старшей дочери, грезящей о богатстве и успехе в бизнесе, была выбрана песня «Money, Money, Money» группы ABBA. Тексты всех песен были переделаны таким образом, чтобы слова отражали смысл их прошения.
Но создать и даже выучить песни — это только полдела. Трек нужно качественно записать. А если мы имеем дело не с Селин Дион, то ещё и плодотворно поработать звукорежиссёру в студии. Перед ним стояла задача не только записать исполнение, но и придать песням профессиональное звучание. Потребовалось провести кропотливую работу по коррекции и выравниванию вокала, добавив объём и глубину.
Каждую песню удалось преобразить так, чтобы она звучала не хуже студийных треков профессиональных исполнителей, усиливая атмосферу мюзикла.
У нас было всего два дня, и каждый из них был насыщен до предела. Нам нужно было успеть снять шесть танцевальных номеров на четырёх локациях, и это потребовало невероятной концентрации, чёткой координации и филигранного планирования. Чтобы ускорить работу, на площадке работала большая команда — от режиссёра и ассистента до художников-постановщиков, которые следили за декорациями и реквизитом.
Для нас было важно оснастить площадку хорошим оборудованием, в частности, поставить большой плэйбэк, чтобы каждый цех (режиссерский, операторский, художественный, хореографический) мог следить за своей работой и вовремя корректировать исполнение номера или кадр.
Такой подход позволяет избежать киноляпов, хотя один мы всё-таки поймали, правда, его никто не заметил. Делимся эксклюзивом только с вами. В первых кадрах мюзикла, когда зритель знакомится с Великим Андреем (в исполнении его внука), на шкафу за спиной актёра лежит альпинистский ледоруб, который появляется только у третьего персонажа мюзикла — сына-путешественника. Видимо, ребёнок во время подготовки локации случайно положил инструмент на полку, а мы-то и не заметили. Хотя этот ледоруб можно рассмотреть и как символ, который объединяет отца и сына.
Киноляп
03
съёмочный процесс
Мюзикл — это нечто гораздо большее, чем клип или рекламный ролик. Это симбиоз музыки, танца и декораций, где каждая деталь должна звучать в унисон с остальными элементами.
Сложность №1
Для того, чтобы создать классные хореографические номера и придумать движения, наши клиенты привлекли к работе профессиональных артистов московских мюзиклов.
Мы упростили сложные мизансцены с широкими передвижениями, определили последовательность номеров и элементов, количество камер и их перемещение за героями по площадке. Чтобы оптимизировать съёмочный процесс и сделать видео разнообразным и динамичным, мы снимали на три камеры. Первая — весь танец общим планом в статике, вторая работала на стедикаме в движении, третья снимала «с рук» и была нацелена на крупные планы и детали. Мы смогли уловить общую постановку, сделать укрупнения на ключевые мизансцены и элементы, а благодаря камере в движении добавили динамики и жизни.
Одна из первых сложностей, которую нам предстояло решить, заключалась в различии между театральной постановкой и съёмками фильма. В театре актёр играет для зрительного зала, где видна вся сцена, каждый жест и движение продумывается так, чтобы зритель видел интересную картинку, захватывающую внимание на общем плане.
В кино всё иначе, здесь при помощи монтажа происходит смена вида. В театре мы смотрим постановку с одного ракурса, а в кино мы видим крупные, средние планы и детали. Для спектакля освещение выставляется один раз на всю сцену, а в фильме для каждого кадра нужна своя постановка света, которая требует времени.
Нашей задачей было найти компромисс между двумя подходами: театральным и кинематографическим. Чтобы оптимизировать процесс, на репетиции артистов отправилась команда ТвоёКино в составе продюсера и оператора. Они наблюдали за постановкой танца и мизансцен, обсуждали танцевальные элементы с хореографом, планировали кадры, точки и приёмы съёмки, определяли необходимое оборудование, чтобы тщательно подготовиться и снять мюзикл не за десять, а всего за два дня.
В кино оптимизируется съёмочный процесс, режиссёр-постановщик минимизирует движения, настаивая, чтобы актёр не вставал без надобности или не менял ракурс, если это не несёт смысловой нагрузки, так как каждое движение, даже самое мелкое (например, поворот головы), сопровождается очередной перестановкой света, которая может затянуться на час, а то и больше.
Оператор объясняет хореографу как ставить танец (шутка)
В театре герой должен заполнять всё пространство, поэтому режиссёр-постановщик и хореографы стараются продумать мизансцены с активными передвижениями по всей сцене и разнообразные взаимодействия с мебелью и предметами.
Сложность №2
Ещё одной сложностью был репетиционный зал, в котором выстраивались ключевые мизансцены. Он в корне отличался от пространства съёмочной площадки.
Поэтому попадание из пустого зала с условными обозначениями в реальную локацию на длительное время отключало ориентацию в пространстве, логику ракурсов и движений даже у опытных членов команды.
В мюзикле важен каждый стол, каждое окно, каждый стул, ведь танцы должны гармонично вписываться в пространство.

Наше присутствие на репетициях, вовлечение в проект помогло оперативно соединить заученные ракурсы из репетиционного зала с новыми реалиями площадки.
Сложность №3
Мелочей в съёмке видео не бывает, потому к каждому предмету в кадре, мы подходили с особым вниманием, и подготовку реквизита начали вместе с репетициями номеров.
Наш художник-постановщик регулярно приезжала на площадку, чтобы протестировать, как взаимодействуют актёры с предметами.
В другой сцене, у героини со сковородки должна была упасть яичница. Если вы думаете, что это простая задача, спешим заверить, что это не так. Наши реквизиторы потратили много времени, чтобы придумать, как сделать падение яичницы кинематографичным.
Чтобы сделать 25-й кадр мы заранее подготовили весь реквизит и расставили его по местам, зафиксировав положение. Оператор сидел напротив героини и повторял за ней все движения телом, как если бы он сам танцевал.
В одной сцене планировалось, что актриса подбрасывает в танце деньги, и нам было важно выбрать правильный материал, чтобы бумага эффектно разлеталась в воздухе.
Для реализации задуманного был важен каждый миллиметр, поэтому актёр и оператор (да что там, почти все на площадке) покадрово замирали, художник меняла предмет в руке актрисы, отбегала, оператор снимал, снова замирал, художница снова подбегала, меняла предмет в руке, и так больше ста раз. Фитнеса, как при съёмке ЗОЖницы, наш оператор не испытывал никогда, он согнал все отёки и похудел на пару килограмм, сама актриса даже кофе после съёмки пила, задерживая кружку у губ перед глотком, а реквизитора мы не могли остановить ещё полчаса, она всё бегала и меняла у рандомных людей на площадке предметы в руках.
25 кадр
Особенно сложной оказалась сцена с героиней-спортсменкой, увлечённой здоровым образом жизни. В её руках должны были двадцать пятым кадром сменяться предметы: стакан воды превращался в банку колы, затем в бокал виски, яблоко заменял бургер, а финальная сцена переносила её в ночной клуб.
Когда времени нет и счёт времени идёт на минуты, поиск локации для съёмок превращаются в вызов.
Место для съёмок
04
поиск локаций
Выбирая площадку мы учитывали, чтобы там было достаточно места для съёмки танца, был стильный интерьер, подходящий под характер эпизода и возможность в одном месте снять максимальное количество сцен.
Каждая сцена требует уникального пространства, а мы должны были подобрать такие места, чтобы не тратить время на долгие переезды между ними. Времени было мало. Мы подключили все возможные контакты и ресурсы, чтобы найти подходящие варианты. Это была борьба с часами, где каждая минута могла стать решающей.
Первым стал зал в одной из московский фотостудий. Локация, хоть и красивая, не полностью соответствовала нашим задачам, поэтому пришлось проявить креативность. Мы превратили одно место в несколько разных пространств. Оно стала и залом ожидания, и офисом с приёмной, в дело пошёл даже лестничный пролёт. Здесь мы смогли снять сцены вступления и сразу двух героинь: спортсменки и успешной бизнес-леди. Организованная логистика позволила всего за 12 часов съёмок в одном помещении отснять практически половину мюзикла.
Сложностей на площадке было достаточно. В день съёмок температура в Москве достигла пиковых значений — это был один из самых жарких дней лета. Студия оказалась без вентиляции и кондиционирования.
Мы снимали в жару, потели и выдыхались, но не сдавались.
Для съёмок второго дня мы нашли две локации: Паркетный зал МДМ и кафе «Сгущёнка». Если вы уже готовы пойти и искать на карте Москвы такое кафе, не спешите. На самом деле его сделали мы сами при помощи бумаги, картона и множества банок сгущёнки. Почему клиенты выбрали тематику сгущёнки, нам так и не удалось узнать. Но есть предположение, что именно она является главным лакомством для Великого Андрея.
Здесь мы сняли сцены встречи отца с сыном-путешественником и дочерью — хранительницей очага.
При выборе этих локаций мы опирались на главный показатель: они должны были находиться рядом. Близкое расположение было важно потому, что перемещение всей съёмочной группы с оборудованием по Москве — это мероприятие, которое потребует нескольких часов. Мы смогли сэкономить время и в один день снять три отдельных больших номера.
Ключевую сцену с дочерью хранительницей очага мы сняли в концертном зале. Представьте себе: она на сцене. За спиной алый бархат кулис. Круглый прожектор выдёргивает фигуру героини из темноты. Нам удалось договориться о съёмках именно в таком зале, но было одно «но» — время. Локацию предоставили на ограниченный период, и каждая секунда буквально была на вес золота. Тем не менее, мы сняли не только саму актрису, но и номер с дублёршей и хромакейным человеком для реализации задуманных эффектов.
Финалом съёмок в этой локации стал неожиданный для нас перенос массового финального танца на открытую террасу. Пришлось оперативно подстраиваться под новую локацию с неудачными условиями для съёмки. Солнце то появлялось, то исчезало и это составило множество проблем для наших гаферов и операторов.
Мы работали в бешеном темпе, но сумели завершить съёмки вовремя, благодаря слаженности команды.
На монтаж было отведено всего две недели. За это время нам нужно было собрать большое количество номеров со множеством актёров в кадре, выбрать лучшие из дублей, снятых на три камеры. Мы решили работать поэтапно, чтобы все сцены стали маленьким произведением искусства. Каждый музыкальный номер монтировался отдельно: сначала собирали маленькие кусочки, согласовывали их с командой, клиентами и только потом соединяли в фильм.
Работа над качеством изображения продолжалась и на стадии постпродакшна. Мы уделили внимание каждой детали: выбор дубля, цветокоррекция, темпо ритм. Весь этот процесс стал настоящим монтажным марафоном, где 10 человек, словно спринтеры, без остановки трудились над созданием конечного продукта.
После обработки
05
постпродакшн
До обработки
Анимация
Отдельное слово нужно сказать про анимацию, которая стала изюминкой одного из музыкальных номеров. Для её реализации мы выбрали коллажный формат.

Аниматор подключилась к работе ещё на этапе репетиций, что позволило придумать наполнение и движения каждого кадра в логичном сочетании со словами песни. Все сцены с героем для анимации мы отсняли на хромакее в самом начале работы, получив более 100 кадров. В результате нам удалось создать целостную и живую интерпретацию мечты героя.
Звук
Большое внимание пришлось уделить и работе со звуком. Хотя сами песни были записаны отдельно на профессиональной студии, нужно было сделать не менее качественный липсинг.
Звукорежиссёру пришлось «поколдовать», чтобы реализовать underscore — вставку речи между частями песни. Где-то герои говорили медленнее или быстрее, чем длился проигрыш.
Левитация
По задумке героиня к концу песни приобретает суперспособности матери героини. Чтобы показать это, мы использовали два приёма: левитация и исполнение танцевальных па, которые не свойственны ей в реальной жизни.
И если второе сделать было нетрудно за счёт монтажа, то над первым фокусом с левитацией пришлось трудиться нашему CGI на постпродакшене, так как у команды не было времени, чтобы выставить свет, подходящий для графики.
Ещё одно сложное и интересное в плане постобработки решение в кейсе — сцена хранительницы очага.
Для левитации мы пригласили одного из артистов мюзикла в хромакейном костюме, а исполнение танцевальных сложных движений и жонглирования доверили артистке мюзикла, которую одели также как и главную артистку, включая платье и парик, чтобы никто не заметил подмены.
Один заказчик — хорошо, а четыре — лучше!
Заказчики
06
результат
Это был не просто фильм, а настоящая история любви, благодарности и единства семьи, воплощённая в формате мюзикла.
На проекте перед нами стояла задача работать не с одним мнением, а с несколькими. Правки в свои номера вносили все главные герои, хореограф, ну и мы, конечно же.
Каждый участник съёмочного процесса вкладывал частичку себя в проект, от того он и получился таким одновременно трогательным и драйвовым.
Конечно, за каждой блестящей съёмкой и монтажом стоит команда настоящих супергероев.
Команда
Над роликом работали: генеральный продюсер, второй режиссёр Олеся Кашицына, креативный продюсер Татьяна Оверченко, режиссёр Океана Зубова, режиссёр-постановщик Екатерина Лисоченко, оператор-постановщик Рудис Мойсеев, второй оператор Вадим Панфилов, ассистент режиссёра Алла Володкина, сценаристы: Екатерина Лисоченко, Алексей Лысенко,гафер Александр Ясеновский, техник Максим Лесничин, звукорежиссёр Дмитрий Чуворкин, художник-постановщик, реквизитор, мультипликатор Ирина Мазина, художник по костюмам Анастасия Фёдорова, ассистент художника по костюмам Ирина Иванова, хореограф Галина Никитина, педагог по вокалу Наталья Сергиенко, сведение песен Михаил Потехин, гримёры: Оксана Кобозева, Анастасия Ложкина, Екатерина Везетиу. Администратор площадки Алла Боброва, режиссёр монтажа Юлия Михайленко, CG-художник Людмила Егорова, саунд-дизайнер Илья Оверченко. Артисты мюзикла: Матвей Упоров, Светлана Павлова, Артём Панкратов, Юлия Илларионова, Тамара Элиашвили, Денис Титов.